|
Секторные доклады:
Проблемы
Загрязнение рек Южного Приморья и побережья залива Петра Великого сточными водами становится все более тревожным и требует строительства очистных сооружений и развития сети мониторинга речной и морской среды. Экономическое развитие региона способствует росту населения и промышленной деятельности, которые ведут к увеличению стока взвешенных и растворенных загрязнителей.
Загрязняющие вещества, поступающие в реку Туманная и залива Петра Великого, оказывают отрицательное воздействие на состояние водно-болотных угодий, имеющих, согласно условий Рамсарской Конвенции, международное значение.
Местообитания и биотопы, находящиеся под угрозой исчезновения
В условиях усиливающегося загрязнения мигрирующие рыбы становятся наиболее уязвимыми для данного фактора. Прежде всего, это нотрописы, лососевые (сима, горбуша и кета), полосатая зубатка и Японская ice fish. Основные причины этого следующие:
- данные виды используют низовья и среднее течение реки Туманной для своего воспроизводства, где накапливается большое количество загрязняющих веществ;
- химическое загрязнение вызывает негативное воздействие на эффективность нереста, что приводит к более высокой гибели личинок и икры;
- загрязнение, вызываемое добычей горно-минерального сырья и перерабатывающими фабриками, увеличивает количество взвесей в речной воде, что ведет к заиливанию нерестовых мест, уменьшению их эффективности для проточных видов рыб;
- увеличение мутности воды может сделать реку непривлекательной для нереста некоторых видов (прежде всего, лососей и, возможно, Сахалинского осетра).
Принимая во внимание то, что река Туманная является наиболее крупной среди впадающих в Восточное море, потеря этой реки для воспроизводства многих мигирующих рыб будет невосполнимой.
Причины активного браконьерства в водах южного Приморья:
- высокий и постоянный спрос на морепродукты в близлежащих азиатских странах;
- тяжелая социально-экономическая ситуация для населения прибрежных деревень;
- недостаточная эффективность работы контролирующих организаций вследствие плохой технической оснащенности и отстутствия координации между различными ведомствами;
- отсутствие законодательных механизмов, стимулирующих эксплуатацию прибрежных ресурсов на бережной долгосрочной основе.
Основные проблемы марикультурной отрасли
Для быстрого развития марикультуры в Приморье имеются практически все условия: исторические, организационные и биологические ресурсы, а также социально-экологические предпосылки. Японский трепанг, Японский гребешок, Тихоокеанская мидия, серый морской еж, ламинария и еще не менее 10 видов могут считаться наиболее перспективными для разведения:
- Этнические (культура еды и традиции);
- Финансовые (инвестиции, требующие относительно длительного периода покрытия расходов);
- Организационные (длительный и сложный процесс получения разрешений на этот вид деятельности и неопределенность законодательной базы);
- Экологические (отсутствие научной оценки влияния марикультуры на прибрежно-морские экосистемы)
Основные проблемы развития рыболовства:
- Низкий уровень инвестиционной политики; инвестиции вкладываются в те направления, которые ориентируются на внешний рынок, что гарантирует быстрый возврат капиталовложений;
- Местный энергетический кризис и увеличение энерго-тарифов;
- Медленное формирование рыночных структур (например, специализированных торговых домов);
- Изношенность основных фондов: оборудования предприятий, занимающихся прибрежной переработкой; портовых комплексов для подъема грузов; холодильного оборудования; рыболовных флотилий;
- Ухудшение состояния сырьевой базы.
Основные проблемы развития рыбных портов
Определяются снижением перевозки рыбной продукции и объясняется, в основном, следующими факторами:
- По ряду экономических причин рыботорговцы считают, что более прибыльно продавать их продукцию за рубеж, чем на внутреннем рынке;
- Высокие железнодорожные тарифы;
- Конкуренция со многими портовыми пунктами, образовавшимися на базе причалов для морских флотилий, судоремонтных заводов и флотовых баз, что предполагает более низкие цены, поскольку они не платят причальные и портовые сборы государству.
Основные проблемы развития морского транспорта:
- Недостаточность инвестиций в развитие материально-технической базы.
- Старение флота и оборудования.
- Несовершенство законодательства и налоговой системы (плавание под чужим "флагом").
Действия
Следующие приоритетные направлению могут привести к улучшению состояния международных морских вод и сохранению богатого биоразнообразия и ресурсов прибрежной зоны:
-
Снижение уровня загрязнения морской среды: очистка бытовых и промышленных сточных вод; снижение атмосферного загрязнения с помощью строительства современных очистных сооружений и введения новых технологий для очистки сточных вод на существующих предприятиях, как на побережье залива Петра Великого, так и в бассейне реки Туманной;
-
Совершенствование технологии сбора, хранения и использования твердых отходов с помощью строительства объектов для вторичной обработки и сортировки; использование экологически приемлемых мест для твердых отходов; разработка и внедрение технологий для повторного использования отходов;
-
Очистка и окультуривание пляжей, рекреационных зон; очистка днищ рек от мусора, включая программу очистки заливов от нефтяных продуктов, загрязненных иловых осадков и затонувших судов;
-
Сохранение лесов прибрежной зоны, а также защита почвы от эрозии;
-
Оказание поддержки ДВГМЗ, совершенствовование его сохранности, расширение границ заповедника;
-
Разработка и введение современных технологий в области марикультуры;
-
Снижение уровня браконьерского и бесконтрольного вылова при помощи усиления контроля рыбнадзора за ловом рыбы; увеличение ответственности браконьеров и нелегальных торговцев рыбной продукцией перед законом;
-
Создание станции комплексного экологического мониторинга в приустьевой зоне реки Туманной на пересечении границ трех стран (Хасанский железнодорожный мост), организация регулярной метеорологической, гидрологической и комплексной экологической обсерваторий для исследования атмосферного воздуха, воды, почвы, донных отложений, биоты; исследование процессов трансграничного переноса, что является самым важным в оценке потоков загрязняющих веществ, переносимых в морскую среду вместе со сточными водами реки Туманной;
-
Создание сети станций морского мониторинга в северо-западной части Залива Петра Великого с целью контроля за окружающей средой и биотой.
-
Создание современной системы прогноза чрезвычайных ситуаций и разработки мер по их ликвидации в бассейне залива Петра Великого. Она должна включать систему оперативного прогнозирования загрязнения нефтью, основанную на стандартах существующих мировых систем, поддерживаемых ВМО и систему прогнозирования утечки ядерных отходов в соответствие с требованиями МАГАТЭ.
-
Разработка экономических мер по контролю за окружающей средой, включая льготное налогообложение, более строгие меры наказания (вплоть до уголовной ответственности).
|
Новости
08.08.2001
|