TumenNET logo Проект «TumenNet»
Российская Федерация
«Региональное сотрудничество по решению глобальных эколого-ресурсных проблем Северо-Восточной Азии»
UNDP logo
|| Home || || Юго-Западное Приморье || || Участники проекта || || Компоненты проекта || || Инвестиционные проекты || || Новости, события || || Публикации || || Образование, просвещение || || Полезные ссылки || || Статистика ||
  • Юго-Западное Приморье
  • Участники проекта
  • Компоненты проекта
  • Инвестиционные проекты
  • Новости, события
  • Публикации
  • Образование, просвещение
  • Полезные ссылки
  • Статистика
  • Секторные доклады:

    Основные проблемы в области охраны окружающей среды Юго-Западного Приморья и необходимые действия

       Направления деятельности по сохранению биоразнообразия (БР) и качества окружающей среды (международные воды и др.) определены исходя из национальных приоритетов в сохранении БР и качества окружающей среды в российской части ТюменНет.

    Сохранение БР:

    Совершенствование системы охраняемых территорий - переход на формирование системы особо охраняемых природных территорий (СООПТ) Юго-Западного Приморья (ЮЗП). При этом стратегическим направлением является повышение эффективности СООПТ, а не увеличение площадей, занимаемых особо охраняемых природных территорий (ООПТ). В настоящее время ООПТ различного ранга занимают 42.5.% территории ЮЗП. Приоритетные направления совершенствование СООПТ:
    - включение в СООПТ девственных лесов, памятников природы, экспериментальных территорий, попадающих под действие Рамсарской конвенции;
    - ликвидация ведомственной разобщенности в управлении ООПТ, создание единой крупной ООПТ в ареале леопарда с правом первичного землепользователя,
    - уменьшение конфликтности между ООПТ и интересами местного населения путем проведения функционального зонирования территорий ООПТ;

    Сохранение леопарда и тигра.

    - выполнение Государственных стратегий сохранения Дальневосточного леопарда и Амурского тигра,
    - разработка и реализация программы увеличения численности копытных, в первую очередь охотничьих хозяйств,

      - поддержка специализированных антибраконьерских бригад,
      - возрождение и поддержка оленеводства как отрасли сельского хозяйства, разработка экономических механизмов заинтересованности оленеводческих и охотничьих хозяйств в сохранении леопарда,
      - запрет на охоту леопарда: капканную, с собаками и ограничение загонной охоты численностью участников,
      - создание реабилитационного центра леопарда и др. редких видов.

    Сохранение и восстановление наиболее ценных экосистем: водно-болотные угодья, коренные леса, экосистемы береговой зоны:

    - борьба с пожарами;
    - при проведении политики рубок увязывать ее с целями программы увеличения численности копытных:
    - выделить девственные леса, и ввести ограничения на все виды рубок в девственных лесах;
    - ограничение земледельческого освоения лесных и водно-болотных территорий, в первую очередь связанного с мелиоративными мероприятиями;
    - регулирование рекреации и связанной с ней субурбанизации береговой зоны: в т.ч. выполнение нормативных ограничений на застройку береговой зоны,
    - разработка и реализация программы восстановления естественной растительности береговой зоны, где она в максимальной степени трансформирована.

    Сохранение морского биоразнообразия и ландшафтов прибрежно-морского комплекса:

      - поддержка Дальневосточного государственного морского заповедника;
      - проведение регулярных съемок силами МПР с привлечением специалистов ИБМ состояния популяции наиболее ценных объектов мелководного шельфа (трепанг, гребешок приморский и т.д.), включая акваторию ДВГМЗ;
      - проведение мероприятий по восстановлению наиболее ценных видов путем марикультурного выращивания молоди и последующего расселения;
      - расширение спектра промысловых объектов и активного внедрения высоких биотехнологий их переработки.

    Сохранение орнитофауны.

      - выполнение подписанных конвенций регионального и глобального действия об охране мигрирующих птиц;
      - утверждение и внедрение государственной стратегии по Сохранению Дальневосточного белого Аиста;
      - восстановление гнездовий аистов и журавлей в Хасанском природном парке;
      - ограничение хозяйственной деятельности, связанной с изменением водно-болотных угодий (добыча песка на Молочном валу и т.д.);
      - поддержка становления природного парка "Хасанский".

    Борьба с браконьерством и незаконным перемещением товаров растительного и животного происхождения:

      - поддержка специализированных антибраконьерских бригад;
      - внедрение механизма повышения заинтересованности МВД, ФПС и Таможенной службы борьбе с браконьерством и незаконным перемещением товаров растительного и животного происхождения;
      - совершенствования законодательства в части усиления отвественности за скупку и перемещение ценных природных объектов и их дериватов для российских и иностранных граждан;
      - проведение мероприятий по формированию позиции китайских властей, направленной на ограничение браконьерства и нелегального перемещения товаров животного и растительного происхождения с территории ЮЗП в Китай;
      - развитие международного сотрудничества с приграничными территориями Северной Кореи и Китая.

    Cохранение качества окружающей среды

       Создание станции мониторинга в приустьевой зоне реки Туманная. В районе р.Туманная на пересечении границ трех государств (район Хасанского железнодорожного моста) необходимо создание комплексной мониторинговой станции с организацией регулярных метеорологических, гидрологических и комплексных экологических наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, водной среды, почв, донных осадков и изучения процессов трансграничного переноса. К выполнению и обработке наблюдений за состоянием окружающей среды целесообразно привлечь специалистов и лабораторий 3 соседних государств.

    Создание станции мониторинга на россйско-китайской границе на реке Раздольная.

       Очистка сточных вод в Заливе П.Великого.

    Основную опасность сохранению качества речных и морских вод представляет сброс неочищенных промышленных и хозяйственно-бытовых стоков. На территории бассейна залива Петра Великого только около 10% стоков подвергаются очистке, соответствующей требованиям стандартов качества. Для снижения нагрузки на экосистемы залива П .Великого необходимо обеспечить реализацию программы строительства и ввода в эксплуатацию ОС для очистки до требуемых норм как минимум 50% стоков. В этом случае за счет ассимиляционной емкости водоемы будут справляться с поступающими загрязнениями, и начнется процесс очистки наиболее загрязненных прибрежных территорий. Это подтверждается тем, что при уменьшении количества сбросов на 15-20 % по ряду показателей отмечено улучшение качества морской среды. Реальный путь к снижению сбросов - оборотное использование воды на предприятиях и замкнутые циклы водопользования.

    Реализация программы очитки побережья Залива П. Великого от остовов затонувших кораблей.

       Создание системы мониторинга и прогноза развития аварийных ситуаций на акватории залива П.Великого. В морской акватории прилегающей к заливу П.Великого и в самом заливе развито судоходство, в береговой зоне расположены порты и объекты потенциальной опасности. Случай возможной аварии, связанной с разливом нефти, наподобие аварии танкера "Находка" вблизи Японии в 1997 году, может привести к необратимым экологическим последствиям. Для морской акватории Залива Петра Великого необходимо создание современной системы прогноза поведения разливов, включая системы оперативного прогноза поведения разливов нефти в стандартах существующих мировых систем поддерживаемых WMO и IMPERS и системы прогнозирования возможного распространения радиоактивных отходов, в соответствие с требованиями MAGATE. Для атмосферы также необходимо создание оперативной системы прогноза выбросов.

    Организация системы очистки пляжей, зон рекреации.

    Снижение атмосферных выбросов:

    • Внедрение и/или реконструкция систем очистки выбросов на существующих предприятиях.
    • Контроль за деятельностью автомобильного и водного транспорта. Последовательный перевод транспорта на более экологически чистое топливо. Создание сети заправочных станций сжиженного газа.
    • Перевод ТЭЦ на более экологически безопасные виды топлива, уменьшающие выбросы в атмосферу.

       Разработка и внедрение регионального экономического механизма, регулирующего загрязнение окружающей среды. Разработка единых регулирующих мер по нормированию и контролю за сбросами/выбросами. Создание и ведение единой региональной (TumenNet) системы по сбору и обработке экологической информации по состоянию окружающей среды.

    Определение и закрепление границ санитарно-защитных зон вТюменНет
    Совершенствование системы сбора и хранения твердых бытовых отходов (ТБО):

      - Оборудование мусорохранилищ, шламонакопителей, свалок мусора в соответствии с требованиями экологической безопасности.
      - В случае строительства каких-либо объектов применение экологически безопасных технологий и материалов.
      - Реорганизации системы сбора, переработки и складирования отходов:
      • Внедрение системы предварительной сортировки ТБО.
      • Строительство предприятий по переработке отходов.
      • Строительство полигонов хранения ТБО, отвечающих природоохранным требованиям.
      • Строительство полигона по обезвреживанию и захоронению опасных отходов.

    Инвестиционные программы

       Важнейшие национальные ценности ЮЗП, которые с экономической точки зрения также являются ресурсами- это уникальное транспортно-географическое положение, сохранность биоразнообразия и высокое качество окружающей среды, морские биоресурсы.

       При этом необходимость сохранения БР и качества окружающей среды выступает "жестким" ограничением на возможности развития здесь ряда видов хозяйственной активности, например, существует ограничение на водоемкие производства.

       При экономическом развитии рассматриваемой территории будут поддержаны только те виды экономической активности, которые базируются на обозначенных ресурсах это:

      1. Развитие транспортно-транзитной функции. При развитии экономических активностей базирующихся на транспортно-транзитной функции (морской и железнодорожный транспорт, а также и большегрузный автомобильный) вводится ограничение на перевозку экологически опасных, в первую очередь масштабных сыпучих грузов. Например, бокситы;
      2. Развитие индустрии туризма и рекреации, в т.ч. и экотуризма; Развитие системы связанных маршрутов в ТюменНет
      3. Развитие комплекса производств высокой биотехнологии базирующейся на экологически чистых биопродуктах производимых в районе: продукты мелководного шельфа, продукты оленеводства, недревесные продукты, лечебные грязи;
      4. Развитие сельскохозяйственного производства (пантовое оленеводство, звероводство, пчеловодство) и производство малотранспортабельной сельскохозяйственной продукции.

       Ограничения будут иметь производства с высоким классом вредности, например, открытая добыча углей, лесозаготовки, другие ресурсодобывающие производства, связанные со значительными изменениями существующих экосистем.

       Размещение производств и в целом территориальная организация хозяйственной деятельности будет производится в соответствии с существующими территориальными ограничениями на хозяйственную деятельность и утвержденным функциональным зонированием ЮЗП.

    Национальные и региональные приоритеты

       При определении позиции Российской стороны относительно интересов в программе развития бассейна реки Туманная необходимо учитывать многоуровневость этих интересов. Это как минимум, 3 уровня, а именно РФ, Приморский край, ЮЗП.

       Кратко интересы уровней Российской стороны можно охарактеризовать так:

       На уровне РФ доминирует геополитический интерес: участие в развитии Северо-Восточной Азии, а также выполнение ряда международных конвенций по сохранению БР с участием пограничных стран (например, сохранение леопарда и тигра).

       На уровне Приморского края важнейшими моментами, определяющими стратегию поведения, являются экологические интересы, а также геополитические и экономические опасения, а именно:
    - реализация Проекта может привести к неуправляемой миграции;
    - реэмиграция советских корейцев, если она будет сопровождаться новым земледельческим освоением на территории ЮЗП, породит комплекс экологических социальных проблем,
    - опасения конкуренции развивающихся портов ЮЗП с портами Владивостока и Находки.

       На уровне ЮЗП доминирует интерес к экономическому развитию при обязательном решении экологических проблем. Также существуют опасения, что данное развитие нанесет ущерб природе района и нарушит традиционный уклад жизни. Последнее в той или иной форме неизбежно, т.к. сегодня население ЮЗП 56 тыс. человек, и реализация любого, даже среднего проекта экономического развития потребует увеличения населения в 2-3 раза. Система экологических ограничений, а также учет требований сохранения БР позволяет увеличить население на рассматриваемой территории до 250-300 тысяч.

       При разно уровневых российских интересах в программе развития бассейна р. Туманная существует единая российская позиция относительно объективных противоречий между российскими интересами и вариантами развития проекта на сопредельных территориях. Это в первую очередь противоречие между экологическими интересами российской стороны в части сохранения БР в ЮЗП и качества окружающей среды в Заливе П. Великого и интенсивным социально- экономическим развитием прилегающих территорий ТюменНет без учета экологических ограничений. Данное противоречие основывается на том, что:

    - Российская часть проекта - ЮЗП, по сравнению с прилегающими территориями Китая и Кореи максимально сохранило исходный уровень БР в Тюменнет и его сохранение является национальным приоритетом,
    - Российская часть проекта (ЮЗП, Залив П.Великого) из-за структуры морского и воздушного переноса оказывается наиболее уязвимой для трансграничного загрязнения.

       Противоречие может быть частично снято опережающим развитием на сопредельных территориях ТюменНет проектов связанных с сохранения БР (создание ООПТ) и уменьшением водного и воздушного загрязнения. При этом, с точки зрения российских экологических интересов, первоочередными являются следующие действия на сопредельных территориях:

    - Сохранение БР - а) создание ООПТ в ареале леопарда и б) борьба с незаконным перемещением товаров растительного и животного происхождения, заготовленных в РФ;
    - Борьба с загрязнением: уменьшение водного загрязнения в бассейне р.Туманная и р. Раздольная.


    Новости


    08.08.2001

    Международная рабочая встреча «Сохранение биоразнообразия в Северо-восточной Азии» (МРВ_БД)















    || Home || || Юго-Западное Приморье || || Участники проекта || || Компоненты проекта || || Инвестиционные проекты || || Новости, события || || Публикации || || Образование, просвещение || || Полезные ссылки || || Статистика ||






    2001-2007 - Владивосток